Не даром гласит мудрая поговорка: «реклама – двигатель торговли». В Пензенской губернии на конец XIX-начало ХХ веков насчитывались десятки заводов и сотни магазинов, лавок, ремесленников, учителей и разного рода умельцев, предлагающих свои услуги. Поначалу вся реклама заключалась лишь в вывесках у своих домов и магазинов с перечислением ассортимента товара или перечня оказываемых услуг. Однако, с активным развитием торговли требовался выход уже на более широкую публику, а не только на упор в рамках своего квартала или района. В этом плане идеальной площадкой для размещения рекламы послужила местная печать, в частности самая главная газета нашего края «Пензенские губернские ведомости».
Первое время реклама была довольно простой и заключалась лишь в текстовых сообщениях. Со временем, дабы сильнее завлечь покупателей, продавцы стали играть со шрифтами и картинками. Одним из первых, так например, поступила Никольско-Бахметевская хрустальная фабрика князя Оболенского. Более того, в этом объявлении есть и хитрый для своего времени рекламный ход – распродажа товара по акции, а некоторым слоям населения ещё и скидки.
Кстати, нередко коммерсанты ориентировались на свою покупательскую аудиторию и бывало даже, что играли с чувствами клиентов. К примеру, купчиха Екатерина Сунгурова предлагала дамам, цитата: «только что привезённые из Москвы шляпы и муфты». И здесь дело не в дешёвых ценах. Особо отмечается и выделено элегантным шрифтом – из Москвы, тем самым намекая, что это последний тренд моды и на данный момент он есть только в магазине Сунгурувой. Можно сказать, что и сейчас некоторые предприниматели пользуются таким ходом.
Вообще, для дам был свой спектр рекламы. Желанием выглядеть хорошо и красиво часто пользовались представители косметических фирм. «Kaloderma» предлагала представительницам прекрасного пола крема, мыло, пудру. Их же поставщики – Ф. Вольф и сын также завозили в губернию духи «Дивиния». Нужно обратить на один любопытный момент из рекламы – продаются во всех аптеках. Это характерный элемент той поры. Раньше, в отличие от современности, в аптеках торговали не только таблетками, сыворотками, лечебными порошками и прочими фармацевтическими и медицинскими товарами. В аптеках 120-летней давности запросто можно было встретить, как в нашем случае, духи, батарейки для фонаря, кабель, дверные ручки, бенгальские огни и даже бензин.
Впрочем, это и не удивительно. Конец XIX-начало ХХ веков – время стремительного технического прогресса и научного прорыва. В городах начинается появляться канализация, электричество, телефон. Всё это из разряда несбыточной мечты переходило в реальность. Помочь установить или отремонтировать трубы, то или иное оборудование предлагали разные компании. «Посредник» был готов установить водопровод в усадьбах, на заводах, фабриках, жилых домах, а помимо этого ещё и ванные комнаты с нагревателями. Параллельно торговал «Посредник» и расходниками. В электротехнической сфере одну из первых скрипок играла «Контора Владимира Алексеева». Его фирма обещала устройство электрического освещения для эксплуатации частными лицами и казёнными учреждениями. Помимо этого, «Электротехническая контора» могла провести телефонные линии даже в уезды.
Прогресс дошёл и до простых обывателей, что также можно проследить по рекламе. В начале ХХ столетия многие дома постепенно стали освещаться электричеством, вследствие чего возникла потребность в смене перегоревших лампочек. В Пензе можно было купить немецкие лампочки Акционерного общества «Ауэргезельшафт», которые по уверению производителей экономили до 75% энергии, а также имели прочную проволочную нить, совершенно нечувствительную к сотрясениям. Были и другие представители в губернии, которые составляли конкуренцию «Ауэргезельшафту».
На страницах пензенских газет в своё время засветились и, всемирно известные фирмы и бренды, которые производят свою продукцию до сих пор. В числе прочих можно отнести «Нестле», которая торговала в Пензе детской молочной мукой и сгущённым молоком, минеральную воду «Нарзан», «Ессентуки», «Боржом», довольно агрессивную рекламную кампанию вела фирма «Какао Ван Гутен» и многие другие.
Отдельного внимания заслуживает реклама оружия. И удивляться этому не стоит – в Российской империи было разрешено свободное ношение оружия. В разных губерниях и в разное время это регулировалось местными подзаконными актами. Одной из популярных точек по продаже оружия был магазин Гельпея. На выбор для покупателей были ружья для охоты, карабины, винтовки отечественные и заграничные, револьверы, а кроме этого дробь, патроны, гильзы, порох, патронташи и многое другое. Цены варьировались от 3 руб. 25 коп. до 40 руб.
Касаясь пензенской рекламы стоит добавить, что примечательна она не только тем, что можно увидеть наименования различных товаров и услуг, которыми пользовались наши предки. Периодически там встречаются имена известных в своё время деятелей – купца Мейерхольда, отца Мариенгофа, врача Бадигина (дед знаменитого полярника), фотографа Вакуленко, кумысного заведения ахуна Потеева, предпринимателя Будылина и других лиц. По этой рекламе можно увидеть какими конкретно товарами они торговали и насколько успешными являлись людьми.
Частой была и реклама различных культурно-досуговых и не очень развлечений: театральных спектаклей, кинопремьер, выступлений в цирке, представлениях иллюзионистов, шансоньеток, танцоров, предсказателей будущего и т.п. Любопытным является объявление о «Зверинце» 1908 года – своего рода зоопарк с цирковыми элементами. Пензенцам демонстрировали тигров, львов, гиен, обезьян, медведей, шотландских пони и слона. У горожан и гостей города «Зверинец» пользовался большой популярностью. Вот только впоследствии с передвижным зоопарком случился жуткий конфуз. Некоторые пензенцы шутки ради тыкали в зверей зонтами, а о хобот слона и вовсе тушили папиросы. В результате этого «Зверниец» едва не закрыли.
Реклама не обошла стороной и сельскохозяйственную сферу. Фабрики и заводы предлагали покупателям различную технику, а именно: локомобили, молотилки, самоподаватели, веялки и сортировки, сноповязалки и прочие «девайсы» того времени. Стоили они, конечно, не дёшево, но некоторые состоятельные землевладельцы приобретали для себя такую технику и активно вводили её, внедряя таким образом интенсивный путь развития хозяйства.
Ну, и немного о той рекламе, которую сегодня практически невозможно встретить. Для начала небольшая предыстория. Раньше в Российскую империю на заработки приезжали граждане из Западной Европы по разным профилям и специальностям. Исключением не являлась и Пензенская губерния. Пресса той поры пестрит объявлениями о поисках работы немок и француженок. Как правило они предлагали свои услуги в качестве домашних учительниц, репетиторов и преподавателей по иностранным языкам.
Часто в пензенской печати рекламировали и алкогольную продукцию – пиво, водку, вино, шампанское, коньяк и т.п. В нашем городе располагались представители довольно крупных и известных до сих пор компаний. Например, в районе современных улиц Славы и Кирова находился склад «Жигулёвского пивоваренного товарищества». Правда, сам пенный напиток этой фабрики у нас не производили. Его привозили из Самары и уже затем со склада его раскупали в магазины, рестораны и кафе. Пользовались популярностью и отечественные напитки, например, шампанские вина «Imperial» купца Ланина. В рекламной афише он утверждал – по своим достоинствам не уступают самым лучшим образцам заграничных марок.
И, в завершение всё-таки сказать о рекламе продуктов питания. Это, пожалуй, самый популярный вид рекламы на территории Пензенской губернии. Чего только не продавали: икру зернистую и паюсную, рыбу – сёмгу, сиги, лососину, сыры швейцарские, сухари и сушки – и это только ассортимент магазина Будылина. А в целом можно было найти копчёные окорочка, колбасы всевозможных видов, крымский и башкирский мёд, орехи, овощи, фрукты, консервы, выпечку, кисломолочные изделия, ветчину и многое, многое другое.
Таким образом, развитие российской рекламы в конце XIX-начале XX века было связано с активным использованием новых технологий и методов продвижения товаров и услуг. Это был период, когда рекламная индустрия стала играть важную роль в экономике страны и способствовала развитию многих отраслей промышленности.