В ноябре 1890 года «Пензенские губернские ведомости» сообщили,  что в Париже в «Отеле де Бад» был найден застреленным из револьвера  бывший шеф жандармов русский генерал Н.Д. Селиверстов, убитый предположительно из политической мести русским эмигрантом.
Это известие взволновало жителей губернии, так как с 3 июля 1867 г. по 15 марта 1872 г. генерал занимал пост пензенского губернатора. К тому же 22 января 1891 г. «Пензенские губернские ведомости»  известили своих читателей о духовном завещании генерала, обладавшего «большим богатством». Завещание это гласило: «В память моей бытности пензенским губернатором завещаю городу Пензе триста тысяч рублей и всю мою коллекцию книг и картин на предмет покупки дома и учреждения в нем рисовальной школы наподобие Штиглецевской. Сия школа должна называться школой Николая Дмитриевича Селиверстова…».
16 июня 1892 года Пензенская городская дума принимает постановление об учреждении в Пензе рисовального училища. Весной 1894 г. начинается строительство здания училища в г. Пензе. На выставке представлены документы, рассказывающие об этом: договора подряда на строительство, предложения о поставке строительных материалов  и счета из пензенских магазинов на оплату скобяных изделий.
30 января 1897 г. губернский предводитель дворянства Д.К. Гевлич рапортовал вице-президенту Императорской академии художества графу И.И. Толстому о завершении постройки здания, а член государственного совета действительный тайный советник П.П. Семенов-Тянь-Шанский был назначен пожизненным блюстителем Пензенского художественного училища.
Директором школы был назначен известный художник-передвижник К.А. Савицкий. На выставке представлен его формулярный список. После этого начался набор преподавателей. На выставке представлены прошения о приеме на работу в училище преподавателей по разным дисциплинам, в  том числе и о приеме на должность преподавателя рисования личного почетного гражданина художника П.И. Коровина.
2 февраля (по новому стилю 14) 1897 г. состоялось торжественное открытие училища. В актовом зале была отслужена панихида «по учредителе» Н.Д. Селиверстове и благодарственный молебен о благополучном сооружении здания, «самого величественного здания в города», как писали «Пензенские губернские ведомости».
Далее на выставке представлены документы, рассказывающие об истории Пензенского художественного училища до 1917 г. Это отчеты о его работе, документы о музее при Пензенском художественном училище, а также документы, рассказывающие о студентах училища, их проблемах и заботах, а также большое количество фотографий из фонда преподавателя училища И.С. Горюшкина-Сорокопудова, отображающие будни учеников и преподавателей училища.
1917 год внес в жизнь Пензенского художественного училища, как и в жизнь России в целом, большие перемены. Училище было реорганизовано в Пензенские государственные свободные художественные мастерские, а в 1921 году в художественно-технические и педагогические мастерские. В 1924 г. мастерские реорганизованы  в художественно-педагогический техникум, а с 1936 года техникум снова становиться училищем.
И.С. Горюшкин-Сорокопудов назвал свои воспоминания об этом периоде «Мои грустные воспоминания революционного периода в Пензенском художественном училище».
В них он писал о том, что «был создан исполнительный комитет из учеников, которые и были руководителями учебы. Они сами создавали планы учебы, выдумывали всевозможные чудачества, отрицали все, что называлось здравым смыслом.
Были, например, такие чудачества: связывали разные предметы из предметов обихода, на веревке подвешивали к потолку, и кто-нибудь раскачивал эту связку, а ученики должны были рисовать. Это называлось «Натюрморт» в динамике… Вышеописанная галиматья и дурачества ясно говорят о том, как горько и больно было смотреть на этот развал, как жалко было смотреть на учеников, которые всей своей пылкой душой хотели учиться, познавать истину в искусстве, а им преподносили одну лишь галиматью, не имеющую ничего общего с искусством. Протестовать было нельзя, так как за это исключали или обвиняли в контрреволюции…
Новый директор училища Соколов явился в Пензу с группой учеников, вернее сказать с разнузданной бандой, которая с плеча взялась за ломку и уничтожению много, что было необходимо как пособие для учеников художественного училища. Например, у нас было довольно много античных гипсовых фигур и голов, которые ставили в классах для рисования. Все эти фигуры и головы были разбиты и выброшены во двор.
Был у нас кабинет пособий, где были всевозможные костюмы: среднеазиатские шелковые халаты, мордовские костюмы, боярские и другие. Были прекрасные драпировки из бархата, плюша, шелка всевозможных цветов. Весь это кабинет был расхищен до основания».
«А в 1930 году приехал в Пензу из Ленинграда А. Халтурин… были водворены педагоги-недоучки пролетарского искусства и принялись доканчивать развал.
Начато было с библиотеки, в которой был прекрасный фундаментальный материал для учеников, откуда они черпали многое для своего художественного образования.
Много ценного было вывезено на бумажную фабрику «Маяк революции» как утиль.
После библиотеки принялись за картинный музей, который существовал с самого основания училища и не тронут был даже тогда, когда здание училища было занято под лазарет. И вдруг в период нашего мирного строительства эти вандалы весь музей навалили  как дрова на подводы, свезли в краеведческий музей и свалили в кучу, где его частью разворовали, а большинство испорчено: картины порваны, рамы разбиты. Много было фарфора, бронзы и других ценностей, которые были расхищены».
Да,  такой сложный был период в истории нашей страны и в истории художественного училища.
На выставке представлены также документы времен Великой Отечественной войны, в том числе и план действий группы самозащиты Пензенского художественного училища по сигналу «воздушная тревога», текст телеграммы на радио с новогодними поздравлениями ученикам и преподавателям училища, которые были на фронте,  и фотография студентов-фронтовиков с преподавателями училища И.С. Горюшкиным-Сорокопудовым и А.И. Смирновой.  В 1955 году училищу было присвоено имя первого директора К.А. Савицкого.
Характерной особенностью данной выставки является большое количество фотографий, которые находятся на хранении в нашем фотофонде. Это в основном фотографии с пленэров учащихся и их творческие  работы.