«Прейскуранты на стеклянную посуду из фонда "Николо-Пеcтровская вотчинная контора князей Бахметьевых и Оболенских"»

Первый экспонат виртуальной выставки – «Прейс Курант на простые сорта хрустальной посуды Никольской Хрустальной Фабрики Её Превосходительства Анны Петровны Бахметевой Пензенской Губернии Городищенского уезда на 2е полугодие 1861 года с 1го Июля». Его отличительная черта состоит в том, что он является рукописным и занимает лишь одну страницу. При этом презентуемые предметы, уместившихся в двух табличных столбцах, не сгруппированы строго по назначению, что позволяет вклиниться, скажем, между «кружками прямыми толстыми» и графинами «горшкам ночным большим».
Отдельного акцента заслуживают изданные в одном переплёте «Прейскуранты Никольско-Бахметевских заводов Пензенской губернии Городищенского уезда» 1862 г. Это уже печатный продукт, увидевший свет в Университетской типографии г. Москвы. Издание включает в себя перечень товаров Хрустального завода, Завода Бемских легерных стёкол, а также механического заведения. К сожалению, данные прейскуранты не оснащены иллюстрациями, что, тем не менее, не умаляет их информативности.

Часть, касающийся продукции именно Хрустального завода, по типу изделий подразделяется на пункты:
I. «Тесненый хрусталь» (то есть выполненный тиснением);
II. «Форменный надувной хрусталь»;
III. «Сервизы»;
IV. «Хрусталь венецианский, надцветный, алмазной грани и пр.»;
V. «Церковные вещи»;
VI. «Иллюминаторные стекла разных родов и сигнальные фонари для кораблей, клиперов, корветов канонирских лодок и проч.».

Обратившись, например, к третьему пункту, мы узнаем, какую посуду мог увидеть заказчик в составе своего сервиза. Помимо привычных графинов, бокалов и тарелок, производитель включил в сервизный перечень кувшины для молока или кваса, вёдра под лёд для шампанского, раковины для мороженого. Под тем же разделом отмечается, что «рисунок формы (фасона) и узора грани не изменяет цен, которые зависят только от величины вещи и достоинства её отделки. Поэтому требования исполняются и по рисункам заказчиков». Наиболее дорогостоящий единичный предмет перечня «Сервизы» – ваза для фруктов 1 руки (то есть наибольшего размера), выполненная, согласно таблице соотношения цены к «достоинству отделки», из хрусталя «с самою лучшею высокой алмазной гранью». Цена такой вазы – 50 рублей.
В конце части, относящейся к Хрустальному заводу, в примечании под № 1 указано следующее: «Цены увеличиваются против Прейс-Куранта на хрусталь:

Венецианский на 50%.
Розового цвета на 60%.
Уранова цвета на 20%».
Что интересно, производитель допускает некоторую «уступку», о чём и говорит в примечании под № 3: «От сроков, величины и рода заказов зависит и уступка нескольких % [так в документе] с рубля и доставки на счет завода…»

Наглядно познакомится со значительной частью ассортимента и оптовыми расценками Никольско-Бахметевского хрустального завода нам позволяет прейскурант 1898 г., который, в отличие от представленного ранее образца 1862 г., снабжен многочисленными иллюстрациями. В него включены изделия «столовой выдувной и прессованной посуды, выставочных ваз и цилиндров, канцелярских принадлежностей и церковных предметов». Несмотря на то, что почти все изображения выполнены в виде черно-белых эскизов, они подробны и местами даже весьма реалистичны, поскольку не пренебрегают самыми мелкими элементами декора, узорами, рисунками и т.д. Например, детально прорисованы многочисленные сахарницы самых разных форм и размеров. Кроме того, иллюстрации некоторых предметов из списка столовой прессованной посуды представляют собой, вероятно, перенос с фотоснимка, потому что на них просматриваются тени, четкий рельеф.

Как следует из абзаца выше, показанный прейскурант включает далеко не весь ассортимент изготавливаемой продукции. Автор-составитель издания 1898 г. обращает внимание заказчиков, что «все же остальные изделия завода, как то: аптекарская и парфюмерная посуда, технические и ламповые принадлежности, ручки для дверей, и проч. будут помещены в отдельном прейскуранте». Подобные образцы также имеются на хранении в фонде Николо-Пеcтровской вотчинной конторы князей Бахметьевых и Оболенских. Так, в рамках выставки пользователи могут «полистать» прейскурант 1912 г. на аптекарскую и лабораторную посуду или послереволюционный прейскурант 1924 г. (уже завода «Красный гигант»), содержащий, помимо указанных чуть выше сортов, ещё и парфюмерную посуду. Оба располагают черно-белыми иллюстрациями, последний – достаточно подробными.

Несколько слов нужно сказать о хранящимся в библиотеке Госархива прейскуранте Николо-Пестровского хрустального завода 1911 г. Вариант этот был напечатан с «пустыми» ценовыми таблицами по всем без исключения категориям товаров, а цены в дальнейшем были вписаны от руки, но главное, на что хочется обратить внимание, – это обогащение иллюстративного ряда, в сравнении с изданием 1898 г., за счёт фотоснимков предприятия и связанных с ним объектов.

Наиболее поздний экспонат нашей сегодняшней выставки, относящийся к производству в г. Никольске, – иллюстрированный прейскурант Главного управления стекольной промышленности Наркомлегпрома СССР на сортовую стеклянную посуду 1936 г. Он, как и большинство предыдущих, сочетает в себе классифицированный табличный материал и черно-белые рисунки-эскизы.

Отдельно необходимо подчеркнуть, что в фонде Николо-Пеcтровской вотчинной конторы князей Бахметьевых и Оболенских находятся также прейскуранты других предприятий и торговых домов, специализирующийся на предметах из стекла. Вниманию посетителей выставки предлагаются полные прейскуранты Клинского завода А. М. Орловой, Уршельской фабрики Обер-Гофмейстера Ю.С. Нечаева-Мальцова, а также торгового дома А. Иоффе и Ко. Прейскурант последнего заведения – настоящая изюминка нашей подборки. На фоне других экспонатов он выделяется богатством оформления, красочностью, так как явно бо́льшая часть его объёма отведена под крупные детализированные рисунки-иллюстрации, к тому же выполненные в значительном количестве в цвете. Так, особенно примечательны яркие изображения цветочных ваз и приборов для хранения и разливания жидкости: здесь, на нежно-розовых, светло-синих, оранжевых предметах, мы можем увидеть раскрывшиеся бутоны, разноцветных бабочек, птиц. При этом продавец акцентирует внимание покупателей на том, что «раскрашенные предметы дают только приблизительное о них понятие. В натуре же предметы эти гораздо изящнее, краски живее и нежнее».

В заключении скажем, позволив себе немного отклониться от заявленной темы, что в фонде Николо-Пеcтровской вотчинной конторы князей Бахметьевых и Оболенских хранятся прейскуранты не только на всевозможные произведения из стекла, но и на другие любопытные товары, как имеющие отношение к стекольному производству, так и напрямую его не касающиеся. К первой группе, например, относится каталог немецкой фабрики форм и машин для выделки стекла и чугунолитейного завода Фридриха Вильгельма Кутчера в Дейбен-Дрездене. Любопытно, что отпечатанный в типографии А. Прис города Дрездена каталог является полностью русскоязычным. Производитель предлагает следующие категории машин и аппаратов: для откалывания и сплавливания (отопки); для гравировки; для шлифования; прессы; различные машины (стеклопрядильная, стеклосверлильная и пр.); различные камни и инструменты (пружинные клещи, ножницы и пр.). В издании приведены иллюстрации и самих механизмов, и результатов их применения.

Ещё один аналогичный каталог, доступный посетителям выставки, – это каталог Деубенской фабрики Гейлера и Калькова. Он двуязычен (русский и немецкий), проиллюстрирован. Что до отложившихся в фонде «Николо-Пеcтровская вотчинная контора князей Бахметьевых и Оболенских» прейскурантов на товары, не касающиеся стекольного дела, то они тоже могут быть интересны в контексте жизнедеятельности крупного предприятия. Но это уже другая тема...